Задумалась я не просто так, тему подкинул покупатель-завсегдатай Ярмарки мастеров. Получилась внеплановая статья из цикла "Успешные продажи" (мои предыдущие статьи), продолжение диалогов с теми, кто воспринимает хэндмейд как бизнес.
Начну с самого начала.
Правила портала трактуют отзывы как валюту лояльности клиентов. Есть положительные отзывы - значит, мастер положительный. Бывает, что окончательное решение в выборе мастера клиент принимает, опираясь на отзывы. "Зеленые" отзывы, данные незнакомыми людьми незнакомому мастеру, вызывают покупательское доверие.
К слову, мне заказ на 18 000 рублей "капнул" при паре отзывов. Условием сотрудничества было предоставление образца (сейчас я такое не практикую, времени нет на пробы - хотя в особо интересных случаях...). В общем, тогда все детали мы обговорили за час переписки, в ночь я разработала и сшила пилотный образец, клиент одобрил и после полудня солидный аванс уже лежал на моем счету! Доверие рождается где-то выше, вне рамок могущественной кнопочки "Отзывы", с которой неразрывно связана продажа рукоделия.
Такие примеры, наверняка, найдутся у многих мастеров Ярмарки. Но с отзывами, светящимися зелеными мордахами, на рынке легче - факт. Но дальше речь не об этом.
Тема, возникшая в нашей переписке - обратная сторона отзывов. Своей доступностью любопытным взорам они вызывают отторжение у покупателей. Конечно, не у всех, а у людей особого типа: мудрых, осторожных, состоятельных... Дама, написавшая мне - коллекционер, но тсс - об этом никому!
С одной стороны, для опытного мастера, который уверенно ориентируется в инструментах Ярмарки мастеров, отзывы - открытая книга.
По отзывам можно составить:
- представление о круге покупательских интересов в целом (интересно и полезно знать, за что люди готовы платить и платят, например, при выборе, планировании или мониторинге своей торговой ниши - я иногда балуюсь, в результате всегда исписыванию несколько страниц творческих планов - иногда и воплощаю. Редкааа);
- представление о круге покупательских интересов конкретного человека (по отзывам можно подыскать адресата для персонального коммерческого предложения - и этим тоже иногда балуюсь, интерес, чаще, спортивный. И договориться получается!);
- оценить благосостояние покупателя при обсуждении цены, если она еще не установлена окончательно (используйте, по крайней мере всегда при обращении нового человека - читайте его отзывы. В них человек отражается как в книге. Читать, конечно, нужно и что ему пишут, и что он пишет. Примечание: не понимаю мастеров, которые пишут настороженно: "... обратился покупатель не из моего города, ... без отзывов... что делать, не знаю!!!" Работать - засучив рукава - чего же еще!
- список можно продолжить, было бы время
Мое любопытство всегда - еще ни разу не пропустила, если встретила - вызывают мастера, которым поставили "красные мордочки". Встречаются откровенные мошенники и обманутые клиенты пишут, пишут об этом. Но, видимо, мало, кто читает, потому что позже появляются новые обманутые... и нет тому конца! Встречаются негативные отзывы, выставленные по недоразумению. Для готовящейся книги списывалась с оставившими и получившими такие отзывы - чаще сожаления с обеих сторон... И им-то, добросовестным мастерам, которым попались клиенты-недотепы, в кредите доверия долго отказывают. Увы...
Я снова отвлеклась! Возвращаюсь к Ярмарке мастеров, которую покупатель-завсегдатай сайта сравнил с авоськой... (помните, сумка-сетка в крупных дырках, сквозь нее все всем видно!)
Что пугает состоятельных клиентов портала: по отзывам в их профиле любопытные могут судить об уровне доходов. Отзывы - это пожизненно распахнутый кошелек и возможность постороннему заглянуть в чужую "корзину" и вызывает раздражение.
Дальше цитирую из личной переписки:
"Именно по этой причине, в целом, не любим эту "авоську", где все видят: у кого, кто, сколько и за сколько!.."
Я что-то подобное тоже чувствую, когда не хочу "светить" свои покупки. Тут имею ввиду товары для творчества - как-то не комфортно...
Так как вы считаете, боязнь отзывов - это клиника? Или только наши с клиенткой тараканы? Жду Ваши соображения...