четверг, 27 июня 2013 г.

Хэндмейд как бизнес: сезонность продаж (часть первая)

Проблема в том, что не рискуя, мы рискуем в сто раз больше. (Марк Аврелий).

Отличные слова, пусть они станут нашей путеводной нитью. Уверена, что статью прочтут мои единомышленники, мастера и рукодельницы, которые с явлениями "сезонность продаж" и "несезон" знакомы.


Хорошо (я бы даже сказала, очень насыщенно) рукодельницам живется в праздники: ежедневные заказы, перекус наскоро, острое желание бросить к чертям официальную работу, вместо сна - сегодня же ночью - доделать еще партеечку и пр. Банковская карточка радует, усталость даже приятная, потому что она денежная... Отосплюсь потом, огляжусь потом... Но рано или поздно, Вы наблюдаете, что товар в магазине подзалежался, домашние расслабились, Вы стали снова спать по ночам и готовить по кулинарной книге, а между тем в отдохнувшей голове раздаются тревожные звоночки "Что не так? Куда делись покупатели? Почему упал спрос?!" Очень вовремя возник вопрос! Лучше бы, конечно, предвидеть такую засаду заранее, но... накатило сейчас, сейчас и будем действовать!

Вот-вот,  в рамках начатой темы "Хэндмейд как бизнес" обсуждаем сезонность продаж: суть явления и  некоторые инструменты преодоления. Текст является авторским. ВМесте с тем, буду рада вашим дополнениям. Делитесь опытом и любой полезной информацией (своей или почерпнутой).


Сезонность продаж как данность.
 Определение явления сезонность сводится к банальному: в сезон Ваш товар востребован, его покупают. В другое время - спрос падает, доходы тоже. 

 Что влияет на сезонность?

Влияют время года, погода, праздники, деловая активность (июль-август, например,  - время массовых отпусков и Ваших заказчиков в том числе), покупательские привычки и стереотипы.
Чтобы пояснить, приведу примеры: востребованность валяной обуви зависит от погоды, востребованность  подарков - от праздничных и личных дат. Востребованность чего-либо связана с общей деловой активностью. Если жизнь замирает, то спрос сводится к минимуму (в тот же период отпусков).
Акулы бизнеса (зарубежные и отечественные) единодушны: несезонность продаж - самое обычное явление. О нем нужно знать, его нужно предвидеть и корректировать свою деятельность как продавца. Или производителя и продавца в одном лице - ведь мы говорим о хэндмейде как бизнесе.

С погодой все ясно: хотите продаж круглый год, продавайте (и производите) аксессуары для сотовых телефонов и других гаджетов, варите мыло и пр. Не производите - средства от комаров, лекарства от простуды, чехлы для грелок и кружек. 

С праздничными датами - на Ярмарке мастеров вообще все ясно. Пик (пикище) продаж - Новый год. Затем есть еще два денежных праздника: 23-е февраля и 8-е марта. Потом люди готовы  всерьез тратиться на выпускные балы. Лихорадка больших торжеств уже захватила не только школы, но и сады. Наряды, украшения детям, а также подарки педагогам могут дать хорошую выручку в мае-июне. 
Июль - традиционный месяц глубокого спада деловой активности, пора отпусков. Сюда же попадает август и сентябрь - многие предпочитают отдыхать в это время. На сентябрь приходится еще одна денежная дата - Первое сентября. Родители снова готовы тратиться. Еще одно прибыльное дело, которое часто откладывают на осень - свадьба. Деньги откладывают месяцами, в списке нужд - солидная часть каталога ЯМ.

По деловой активности: существует два ярких спада: про июль я уже писала (пик отпусков), добавлю еще про вторую половину января - после долгих каникул требуется время, чтобы войти в привычную колею. В начале года  на многих предприятиях нет денег - это связано с утверждением финансовых планов. Естественно, спады мы ощущаем на частоте покупок.

Теория кончилась.

Теперь поговорим о наших магазинах и о посильных маркетинговых мероприятиях в несезон. Подумаем, во что нам может обойтись гонка за продажами в несезон. Оценим степень риска.

Шаг первый. Стоит оценить шансы Вашего локомотивного продукта (как мне нравится этот термин. Его наличие - признак взрослого магазина))))) и ассортимента магазина в целом в расчете на круглодичный спрос. Например, у валентинок - шансы на нуле, никакие маркетинговые хитрости не реанимируют продажи летом.

Шаг второй. Стоит задуматься, а насколько Вам нужны круглогодичные продажи? На что Вы готовы пойти, чтобы их добиться. Цена вопроса - в конкретном проекте, в годовом планировании, в бюджете, который Вы готовы потратить, во времени, которое необходимо для воплощения проекта.
Я вот о чем: если рукоделие - хобби, т.е. у мастера есть основная работа или другие источники доходов, то острота проблемы продаж в несезон меньше, а может и вовсе не ощутима.
В этой связи припомнились два высказывания в комментариях на ЯМ:
- "Сезон на ЯМ один: предновогодний!"
-  "Нам всем остается только дотянуть до октября-ноября, когда начнется подготовка к новому году".

Мне кажется, оба в точку. Что ж, переждать несезон - это вполне приемлимо. Не для всех, конечно.
Затишье в продажах можно использовать с большой пользой для собственного развития, здоровья и семьи.
Например, можно поработать на свои будущие продажи (отложенными продажами):
- проанализировать свой ассортимент с точки зрения востребованности, конкурентоспособности;
- изучить конкурентные преимущества;
- проштудировать маркетинговую литературу;
- поднять качество своей работы, осваивая новые техники и приемы;
- разработать новую линейку товара к сезону продаж;
- закупить материал для творчества;
- держать связь с постоянной клиентурой;
- посвятить свободное время раскрутке сайта или блога;
- научиться делать по-настоящему цепляющие фотографии
и др.

Можно просто уйти в отпуск, подпитать мозг новыми впечатлениями, организм ультрафиолетом, витаминами и умеренной физической нагрузкой.

Дальше - важная практическая часть 2 - для тех, кто намерен бороться за продажи в несезон.

Спасибо тем, кто делится опытом. Как сработал "метод" Елены Селезневой, многие из читающих, наверно, видели. Классные серебряные санты и елочные игрушки расхватывали как пирожки)))). Спасибо за обстоятельный ответ Jana - почитайте, как пустели прилавки)). Выходит, большинство мастеров склоняется к тому, что лучше несезон использовать как подготовку к сезону

Напоследок о скрипте продаж. Почти сто человек написали, что он нужен - делаю вывод, что тема заработка рукоделием для многих актуальна. Значит, делиться опытом продолжу. Сейчас "денежную информацию" тщательно систематизирую.Только уговор: одна голова хороша, а две лучше, пишите о своих достижениях и сомнениях.
Скрипты вышлю только по электронке и только постоянным читателям. Пишите свое "надо" мне на ящик oksmoroz@yandex.ru В комментариях к этому посту свои адреса не оставляйте, потом их долго собирать для рассылки. Только на мою почту!  А здесь только соображения по теме сезон/несезон.

39 комментариев:

  1. Оксана, спасибо тебе большое за твои статьи! Обязательно продолжай писать для нас! Про свой небольшой опыт - магазина на ЯМ нет. Продаю только на местных городских ярмарках. Самый пик конечно Новый год. А вот 8 марта ожиданий в этом году не оправдало. А к новому году уже сейчас начинаем подготовку! Для себя решила в несезон - готовится к сезону! Подумываю открыть магазин на ЯМ! Можно мне на электронку marina_171@mail.ru скрипты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марин, очень умное решение. Можно многое сделать и сфотографировать без спешки. Можно сразу с двумя декорациями: для лета и нового года.

      Удалить
    2. "в несезон - готовится к сезону" + 1. Я в прошлом году к Новому году готовилась с июня.
      И хорошенько отдохнуть. При условии, если на отдых вы накопили во время "сезона" ))) Ведь в те самые пики продаж вы только об этом и мечтали.

      Удалить
  2. И ЙАААА хочу получить от тебя письмо счастья)
    wiggybags@gmail.com
    Ты такая молодец)

    ОтветитьУдалить
  3. И я хочу! Уже написала тебе;)
    Наташа

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день.с удовольствием читаю Ваши статьи, в них много полезного. Буду рада получить скрипты. Мой адреc knot01@yandex.ru спасибо

    ОтветитьУдалить
  5. С большиииим удовольствием слежу за блогом...а уж статьи о продажах мне НУЖНЫ...очень....продаж практически нет (((9....разве что только местная ярмарка на Новый год и Пасху чуть приободряет....
    письмецо на почту выслала))))

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана, спасибо за интересный материал, рада, что стала твоим ПЧ

    ОтветитьУдалить
  7. Очередное спасибо за статью )))! Вторая фотография просто бомба !
    С праздниками более ли менее понятно , а в остальном год на год не приходится. У нас на Украине в этом году в мае было 10 дней выходных и май был просто печалька (. Десять дней по шашлыкам и речкам и до конца месяца - продажи просто аут. Вобщем надо держать ухо востро. Потом еще в советское время в планах продаж на летние месяцы закладывалось процентов 50 от зимних.Т.е. какими бы распрекрасными не были Ваши работы , но продадите Вы в лучшем случае только половину .
    Мне кажется ,что 8-е марта более продуктивный праздник , чем НГ. Вы представтье , мечутся толпы обезумевших мужчин , которым нужно поздравить большое количество женщин, а подарки они делать не умеют ( за редким исключением ). Цветы взлетают в цене , за ними очереди и пр.Возможно в межсезонье стоит подумать КАК донести хотя бы до знакомых мужчин важность , ПОЛЕЗНОСТЬ,уникальность именно Ваших изделий. На НГ скупаются женщины , там все по плану ))) Таких пустых полок в нашей мастерской как на 8 марта не было ни разу на остальные праздники. Мы продали ВСЕ.
    Вот о том чтобы готовится заранее я уже серьезно думаю.
    Всем успехов !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала еще с телефона, очень прониклась - воодушевляюще написано! Все так и будет, если сейчас уже начинать!

      Удалить
    2. )))))Спасибо , Оксана !

      Удалить
  8. спасибо за статью, было любопытно почитать:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, тебе тоже спасибо! Благодарна за твое внимание!

      Удалить
  9. снова все суперски написано,спасибо)
    и главное как раз в тот самый несезон)))))
    точно,пора к НГ готовиться))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кошечка, дорогая, как думаете действовать?

      Удалить
  10. Спасибо за статью! Мне как начинающему рукоделу полезно такие вещи собирать!!! Вообще очень нравится читать ваши статьи!!!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за статью) Я тоже думала насчет уже начинаний подготовки к Новому году...Планы составлены, материалы для заготовок приготовлена, а дальше посмотрим :) Иногда просто сложно творить зимние изделия в летний теплый период - нет на них вдохновения, хочется чего-то такого летнего, цветочного, а я тут со своими снеговиками)))))
    Тоже хочу письмо счастья, пойду напишу на почту ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Варвара, еще такие чисто технические штуки как теплые ткани и горячий утюг... тоже вынуждают переводить внимание на что-нибудь другое))) Письмо есть, ОК!

      Удалить
  12. Лето - время свадеб. Значит, время для тех, кто делает свадебные аксессуары.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за ценную добавку. Да, - сейчас в ЗАГСы такие очереди! Девчонки, хватайте своих клиентов в момент подачи заявлений))

      Удалить
  13. Оксана, я хоть и не продавец, но тоже интересно почитать)

    ОтветитьУдалить
  14. Очень интересно. Спасибо ) Скрипты тоже хочу. Напишу на ящик )

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо большое, Оксана!!! :-))
    Нужная статья, важная...

    ОтветитьУдалить
  16. Оксана, и от меня спасибо большое! Давно и с радостью читаю Ваш блог :) Хоть активными продажами не занимаюсь (я как раз тот вариант у которого есть основная работа и рукоделие - для души, я работать на продажи - не потянуть 2 работы сразу), в душе и мысленно уже давно открыла магазин и продаю-продаю, начитавшись таких полезных статей :). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  17. Не совсем хэндмейд, но около. Оказывается, впрочем как и любой товар, книги - тоже попадают под сезонность. Спад спроса ощущается довольно остро. Для меня это было открытием. Я считала что уж книги пользуются ровным спросом. Подключила и другой товар, поддерживающий внимание покупателей.
    Моя ниша - книги по вышивке, про рукоделие разных европейских издательств.

    ОтветитьУдалить
  18. Я обвжаю ваши статьи ! Очень понятным языком написано! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  19. Оксана, спасибо за статью,навела на пару интересных мыслей,отправила Вам просьбу о скриптах на мыло, спасибо

    ОтветитьУдалить
  20. Оксана, спасибо за статью, очень рада, что открыла Ваш блог и такая полезная информация и главное вовремя! я вот до декрета участвовала в выставках и согласна с понятием сезонность, шила игрушки - и НГ и 8 марта - были самыми активными,это было пару лет назад, потом не рукодельничала почти, а сейчас возвращаюсь к своим любимым занятиям, начала где-то весной кое-что делать и выставлять на ЯМ, сразу были заказы и продажи, и тут началось лето, и тишина, но я не переживаю по этому поводу, так как у меня есть вдохновение и появилось немного времени, и я делаю, думаю, что придет время и найдется человек, которому также понравится то, что я создаю, как и мне) Был опыт работы в торговле - и там лето - это пик самых активных распродаж - только так удается выполнить план по выторгу.
    Хотелось бы очень почитать продолжение, пишу на почту)

    ОтветитьУдалить
  21. Оксана, какая замечательная статья, так все полезно и по полочкам, очень понравилась систематизация.

    ОтветитьУдалить
  22. Девочки, рада всем! Спасибо, что заглянули. Верю, что успех приходит к трудолюбивым и чуть-чуть удачливым)))

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо за волшебный пинок! Очень много полезностей нашла в вашей хатке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, пожалуйста! Считайте это не пендалем, а выстрелом стартового пистолета - хоп, и Вы уже на финише))) Тем более, и правда, сезон все ближе)))

      Удалить

Тэги, допустимые в комментариях

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...